К основному контенту

Головная боль и психосоматика

Головная боль является симптомом многих заболеваний, но порой – это просто ответ на наши внутренние переживания.

Преобладающее большинство взрослого населения время от времени страдают головными болями. Приблизительно у 10% людей такие боли связаны с органическими заболеваниями, а у 7% они носят постоянный характер. Очень часто головная боль является симптомом психосоматеческих расстройств и очень часто является формой такого расстройства.

Обычно психосоматические боли появляются в результате стрессогенных факторов, которые влияя на нервную систему, могут изменить функции и состояние разных органов и систем организма человека. В результате стресса изменяется сердечный ритм, частота дыхания, тонус сосудов, функция ЖКТ и многое другое. Вследствие этих изменений может возникнуть нарушение обменных процессов, изменение мозгового кровообращения, повышение колебательной подвижности сосудов. Повышается внутричерепное давление, а это, в свою очередь, приводит к раздражению болевых рецепторов.


В КАКИХ СЛУЧАЯХ ВОЗНИКАЮТ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ГОЛОВНЫЕ БОЛИ

Головная боль может возникнуть в ходе психосоматической реакции на конфликт или эмоциональную травму. Большинство из нас не понаслышке знакомы с головной болью, появляющейся из ниоткуда, в моменты сильных волнений и переживаний.

Враждебность, обиду и гнев могут замещать кратковременные головные боли. Подобные боли могут возникать и в качестве реакции на перегрузки, как физические так и эмоциональные, на общее переутомление, или на фоне конфликта, касающегося признания значимости. Пусковым механизмом часто бывают ситуации, в которых человеку не удается достигнуть желаемого социального успеха.

Депрессия также может стать причиной головных болей. Наряду с прочими соматическими жалобами, головная боль, обычно, доминирует, в случае с маскированными и скрытыми депрессиями. Причиной может служить и депрессия истощения. Как правило, имеющая три основные стадии: повышенная чувствительность и раздражительность, психосоматические жалобы, в том числе и на головную боль, и, наконец, истощение нервной системы (синдром головной боли 2-ой половины жизни).


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ГОЛОВНЫХ БОЛЕЙ

Головные боли возникают в том случае, когда ментальный уровень переполнен. Сама боль выступает способом разгрузки. Через боль осуществляется символическое отражение подавленных человеком чувств. Многие люди ассоциируют боль с чувством вины и наказанием. Но, между тем, психосоматическая боль часто приводит к появлению напряженности и тревожности, которые усиливают ее восприятие.

Существует ряд черт, характерных для людей, страдающих психосоматическими головными болями. Обычно это перфекционисты, люди, стремящиеся выполнить свою работу не просто хорошо, а идеально, им присущи такие качества, как амбициозность, повышенная эмоциональность, добросовестность, гипертрофированная ответственность, потребность в одобрении и признании, а также альтруизм, нередко сопровождаемый чувством вины за недостаточную преданность идеям альтруизма.

Чтобы помочь человеку с психосоматическими головными болями, недостаточно одних анальгетиков, хотя зачастую они облегчают головную боль хотя бы на время. К таковым препаратам относится андипал, нурофен, цитрамон и многие другие. Для полной победы над болью таким людям необходимо пережить внутренний конфликт и избавиться от повышенного напряжения. Переработка внутреннего конфликта может осуществляться в рамках психологического консультирования .

Для того чтобы снять эмоциональный фактор, порождающий психосоматические головные боли, необходимо научиться быть менее восприимчивым, освободить себя от потребности в получении одобрения, перестать стремиться всем нравиться и немного снизить планку требований, установленных по отношению к себе.

КАК ПОМОЧЬ СЕБЕ СПРАВИТЬСЯ С ГОЛОВНОЙ БОЛЬЮ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

Не бойтесь выражать свою точку зрения, и не пытайтесь подстроиться под кого-то, чтобы получить одобрение. Не аккумулируйте в себе отрицательные эмоции и переживания.

Определите границы собственных возможностей. Не грех попытаться прыгнуть выше своей головы, но каждый раз доставать до небес – задача сложная, не вините себя за то, что не сумели отрастить крылья. Работайте в силу своих возможностей и таким образом, чтобы выполняемая работа доставляла вам удовольствие.

Не пытайтесь всем угодить. Во-первых, это невозможно, а во-вторых, вам, так или иначе, придется обманывать себя и предавать свои интересы.

Старайтесь настроиться на позитивное мышление. Если вас беспокоит что-то, не погружайтесь в пучину раздумий и самобичеваний, подумайте о том, чтобы выстроить свои приоритеты иначе и двигайтесь к осязаемой цели. Всему свое время.

Чаще находите повод для улыбок и смеха, не замыкайтесь в себе и общайтесь с людьми.

Давайте волю эмоциям, если вам хочется заплакать - плачьте. Многие психологи полагают, что плач – это хороший способ дать стрессу выход. Если не хотите плакать, но эмоции вас переполняют, попробуйте закричать очень громко, крик, по мнению психологов, дает не худший выход стрессу.

Ввиду того, что закрепощение мышц тоже является одной из причин головных болей, эффективной превентивной мерой может быть расслабление и массаж области шеи и плеч.




 

 

Популярное на этой неделе

Как помочь ребёнку сохранить самооценку, когда дела в школе идут не очень

1. Ты — это не только твои успехи Каждому человеку нужно знать, что его любят вне зависимости от достижений или промахов. Мы, взрослые, ждём такого отношения от супругов, близких друзей, окружения. А для ребёнка важнее всего — чувствовать безусловную любовь мамы и папы. Даже если никак не даётся алгебра. Даже если классная снова категорически недовольна его успеваемостью и поведением.

Некоторые родители могут возмутиться: что же, растить неудачника и хулигана? Жалеть его за «двойки» и ошибки в контрольной? Закрывать глаза на болтовню на уроках и дуракаваляние? Нет, конечно.
Важно отделить поступки ребёнка и действия родителей от чувств и отношений. Алгебру придётся подтянуть. Возможно, для этого придётся сократить часы игр за компьютером. Но низкие оценки и желание поболтать с соседом по парте, как и любые другие промахи, не делают человека плохим, нелюбимым и ненужным своей семье — и это важно донести.

2. Ошибки — это не страшно и не стыдно Они просто показывают слабые места, на кото…

Практика самостоятельной работы с обидами "народными" методами

1. Обиды легко удаляются выплакиванием. Пока обида свежа - плачьте! Не сдерживайте слез, ваше здоровье дороже гордости. (В принципе, конечно, некоторые выберут гордость и доведут себя до инсульта - и так бывает).

Лев Толстой о воспитании детей и медицине

Лев Толстой писал:
"Я о воспитании никогда не писал, потому что полагаю, что воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, то есть самому двигаться, воспитываться, только этим люди влияют на других, воспитывают их. И тем более на детей, с которыми связаны. Быть правдивым и честным с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание. Педагогика же есть наука о том, каким образом, живя дурно, можно иметь хорошее влияние на детей, вроде того есть наша медицина – как, живя противно законам природы, все-таки быть здоровым. Науки хитрые и пустые, никогда не достигающие своей цели. Все трудности воспитания вытекают из того, что родители, не только не исправляя своих недостатков, но и оправдывая их в себе, хотят не видеть эти недостатки в детях.»