К основному контенту

Детская психосоматика: работа с родителями для здоровья ребенка

Есть два разных понятия в вопросе психосоматики: есть психосоматическая личность, а есть иногда болеющий человек (ребенок). 

Психосоматическая личность – это человек, ребенок со специфически организованной психикой, а именно, преимущественно реагирующий на напряжения психические с помощью реакций тела. 

Из такого ребенка часто вырастает человек, с трудом понимающий природу чувств, не умеющий понять, что он ощущает и не способный к выражению чувств словами. Именно потому ему приходится решать конфликты через тело, напрягая его в попытках вынести все без помощи слов… 

И это становится основным способом – тогда это именно психосоматическая личность. 

Психологу работать с таким взрослым бывает трудно и долго. Не менее 3-5 лет нужно для того, чтобы человек смог действовать не так, как был вынужден с младенчества (!) и все эти годы, а иначе - в своих интересах и для своей пользы. 

Если мы имеем в виду просто иногда болеющего ребенка, то мы можем позволить себе смотреть только на сам симптом. Все вокруг симптома может быть очень неплохо – отношения в родительской паре, проявления чувств и разговоры с ребенком, уважение к нему, уважение к себе и вообще богатая эмоциональная жизнь. 


Но вот симптом тогда откуда? Оттуда, откуда возникло напряжение вокруг ситуации. Мы смотрим, какая ситуация: когда ребенок болеет? Как это влияет на него и всех вокруг? Кто как себя чувствует и проявляет во взаимодействиях? Чему мешает болезнь и чему помогает? 

Все это в целом нормально, все дети и взрослые иногда болеют, потому что мы неидеальны, и не можем всегда пребывать в полной осознанности, все проживая психически, замечая все свои скрытые мотивы и ныряя в бессознательное, как в бассейн на даче. Легко и безопасно. 

Так не бывает. Наше тело может брать на себя часть наших затруднений, и мы можем с благодарностью этой помощью пользоваться. 

Мы можем беспокоиться, лечиться у врача или/и у психоаналитика, если симптом, болезнь серьезно рушит наши планы, подрывает нашу уверенность и самооценку, подтачивает отношения в семье или возможность профессиональной реализации. 

Продолжим о детях 

Если речь идет о хроническом симптоме ребенка, то обычно симптом встроен в потребности семьи. Конечно, бессознательные. 
Когда мы позволяем себе говорить об этом вслух, родители ощущают колоссальное чувство вины. Трудно и страшно осознавать свою агрессию и беспомощность что-либо изменить прямо сейчас. 

Но мы взрослые, и мы уже родители, потому мы можем это вынести психически - я на это надеюсь. И не заболеть, не сбежать, не высмеять – или какие еще защиты пришли вам в голову, а подумать обо всем и заметить свои чувства. Поделиться с кем-то близким, получить поддержку, обсудить. 

Психосоматика – понятие давнее, сам термин был озвучен в начале 19-го века. 

"Плачет мозг, а слезы - в сердце, печень, желудок..." - писал известный отечественный учёный, врач и психолог Александр Лурия. 

Зигмунд Фрейд писал: "Если мы гоним проблему в дверь, то она в виде симптома лезет в окно". 

В 1950 г. американский психоаналитик Франц Александер дал перечень семи классических психосоматических болезней: эссенциальная гипертония, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, ревматоидный артрит, гипертиреоз (тиреотоксикоз), бронхиальная астма, язвенный колит и нейродермит. 

Это и стало началом исследования взаимодействия психики и тела, его симптомов и заболеваний.

Влияние семьи 

Сейчас мы знаем, что большинство психосоматических нарушений ребенка связано с семейным стилем воспитания, а именно: 

1. Семья не поощряет выражение эмоций – «это нельзя говорить»; 

2. болезненные эмоции не поддерживаются – «у наших детей нет ревности», «у нас нет агрессии дома»; 

3. воспитание направлено на подавление эмоций - «успокойся!», «это не важно»; 

4. неспособность родителей к раннему распознаванию болезни - «что ты плачешь, сейчас спать пойдешь!», «он сегодня капризничает»; 

5. неспособность к вербальному разрешению конфликтов в семье – «я не буду об этом говорить», «не говори со мной в таком тоне»; 

6. гиперпротекция или эмоциональная отстраненность родителя – «не бегай, упадешь», «ну что ты орешь, ничего ведь не случилось». 

7. много моральных или религиозных запретов – «это нехорошо», «ты не должен злиться», «попроси прощения», «не будь жадиной». 

Нам сложно бывает помнить или узнать для себя как будто заново, что мы все рождаемся жадными, завистливыми, эгоистичными младенцами. И это нормально. 

Или мы можем не помнить и «не знать», что почти все младенцы испытывают страх, ужас, тревогу, ярость, желание сожрать и массу разрушительных импульсов. 

Также мы обычно не помним, что сексуальные импульсы и стремление получить удовольствие от своего тела нормальны как для младенцев, так и для детей 2-х, 3-х и старше лет. 

- Нет, говорят многие родители, только не наш ребенок. У него всей этой гадости нет. Только не у него. Мы - хорошие родители. Не говорите нам об этом, мы этого не вынесем. 

Тогда это «выносит» ребенок. Берет на себя ношу взрослых и преобразует ее в серьезную или хроническую соматику (симптомы болезней), по вышеуказанным причинам выражая свое напряжение телом, а не психикой. 

Во-первых, у него такой пример перед глазами. 

Во-вторых, от него этого ждут самые важные в мире люди. 

В-третьих, эти важные люди – родители, могут по своим причинам просто не уметь переносить эмоциональную часть реакций ребенка или своих. 

Многим родителям сложно переносить чувства как свои, так и детей. Такими чувствами могут оказаться почти любые, в моем опыте работы это чаще всего: гнев, ненависть, злоба, ужас, тревога и страх, сексуальное возбуждение и, при сильном слиянии, другие чувства, непохожие на чувства родителя в этот момент. Т.е. даже радость, восторг и прочие как будто "позитивы". 

Если ко мне приходят родители такого ребенка, они получают поддержку. 

Это первое и это крайне важно, потому что любой родитель делает это не сознательно от нелюбви к ребенку. Он просто не может иначе, и даже потом, когда работа уже идет и родитель видит и замечает, что именно он делает с ребенком, как влияет на него, то какое-то время он не может остановиться. 

Матери часто грустят в это время, винят себя и переживают. Потихоньку они уже понимают, как могут переносить сильные и разные чувства сами, и как могут помочь в этом ребенку, но пока только пробуют это в реальности. 

На этом этапе часто происходит улучшение состояния ребенка, или повторное улучшение. 

Говоря о повторном улучшении здоровья ребенка, я имею в виду, что иногда первый этап улучшения начинается, когда родитель только пришел. И после первых встреч, когда он уже смог довериться и начал просто говорить, вываливать, так сказать, безо всякой пока обработки все, что накопилось, на аналитика – тогда он чувствует освобождение. 

В это время он уходит домой буквально облегчившимся, и мы на сессиях можем вспоминать всякие метафоры опорожнения, обычно вызывающие смех и разряжение атмосферы… 

Я вообще люблю пошутить на встречах – чтобы передохнуть от заныриваний в глубины, от страданий и хаоса. Увидеть другой слой, и понять, что мы пока живы, двигаемся вперед и есть надежда и есть хорошее.

Продвижение 

В дальнейшем родитель становится все более чутким к свои эмоциям и эмоциям ребенка. Он чаще обнаруживает свое недовольство и раздражение по отношению к тому, что недавно казалось ему «нормальным» (т.е. «никаким» от силы подавления). Родитель лучше понимает себя, супруга, некоторые аспекты своего детского опыта. 

И начинаются попытки встроить новое, эмоциональное в жизнь семьи. Случаются конфликты и сближения, иногда заболевает сам родитель, не справившись с напряжением, потом восстанавливается и продолжает говорить и чувствовать. 

Часто в этот период мать или оба родителя обнаруживают свои заброшенные ранее интересы, и новые потребности пары. 

Я всегда рекомендую обращать внимание на последнее, потому что ребенок не должен быть центром вселенной в семье, это непосильно для него. Ребенок растет и развивается нормально в свете любви родителей, которые в этот момент вовсе не родители друг для друга, но муж и жена, мужчина и женщина в первую очередь. 

Потому всякие присказки, когда жена говорит отцу ребенка – «Пап!», а он ее называет «мама», помогают убить любовь и влечение в супружестве, токсично воздействуя на магию пары. 

Из этой заметки можно понять некоторую специфику работы аналитика с родителем или семьей, чей ребенок хронически болен. 

Если бы я описывала работу только с ребенком или всей семьей, это была бы другая заметка, хотя что-то бы возможно было и повторить. 

Но сейчас редко вся семья готова регулярно бывать у аналитика в кабинете, и для семьи бывает легче по времени и по бюджету, когда один родитель, обычно мать, берет на себя эту работу. 

В целом в работе для помощи ребенку, если мы работаем с родителем, есть одна общая сложность: на наших сессиях с родителем будет присутствовать третий – ребенок, и мы будем пытаться влиять на него и его состояние, хотя его нет в кабинете. 

Помогает тут то, что это можно обсуждать, и можно проявлять взаимосвязи с симптомом ребенка и влияние родителя, и использовать возраст ребенка. А именно - то, дети до определенного возраста не просто зависят от родителей, но и готовы чутко откликаться своим состоянием на то, что думает, говорит, и делает родитель. И общее или соприкасающееся психическое пространство родителя и ребенка делает такое влияние возможным. А мы имеем возможность заниматься настройкой этого влияния для помощи детям и семьям. 

Автор: Арина Покровская

 

 

Популярное на этой неделе

Утренняя гимнастика тибетских лам.

1. Проснувшись, пять минут полежите с закрытыми глазами. Затем разотрите руки, пока они не станут горячими. Затем помассируйте уши (ухо – пульт управления всем организмом): указательный, большой и средний палец надо взять в горсть и растереть ухо сверху вниз 30 раз (большой палец при этом находится за ухом).2. Правую ладонь положите на лоб (на лини бровей), накройте левой ладонью, сосредоточьтесь на точке третьего глаза (между бровями) и смещайте ладонью кожу лба вправо-влево 30 раз. (Кстати, это очень помогает и от головной боли).3. Сложите руку в кулак, костяшками больших пальцев 15 раз помассируйте закрытые глаза – от носа к ушам. Это упражнение улучшает зрение и кровоснабжение мозга.4. Правую ладонь положите на область щитовидки, левую – сверху и двигайте руки, слегка нажимая, сверху вниз – от горла до солнечного сплетения 30 раз.5. Лежа, втягивайте и надувайте живот как можно сильнее – 30 раз. Дыхание произвольное. Уходят все застойные явления в пищеварительном тракте.6. Лежа на …

Старые видео лекций по психологии МГУ

Видеозаписи курса лекций «Размышления о психологии личности (начала неклассической психологии)» А.Г. Асмолова (МГУ им. М.В. Ломоносова)

Лекция 1. Психология личности как конструктивная наука. Образы человека в современной психологии. Часть 1.


https://www.youtube.com/watch?v=VyRLAS69Sp4&index=1&list=PLWsL2KQ39BEzXhTLaYyd9jS7jtpKOd9ev


Лекция 1. Психология личности как конструктивная наука. Образы человека в современной психологии. Часть 2.


https://www.youtube.com/watch?v=VmV14rJnZqw&index=2&list=PLWsL2KQ39BEzXhTLaYyd9jS7jtpKOd9ev


Лекция 2. Образ человека в культурно-исторической психологии Л.С. Выготского Часть 1.


https://www.youtube.com/watch?v=1MhX7dRtOaM&index=3&list=PLWsL2KQ39BEzXhTLaYyd9jS7jtpKOd9ev



Лекция 2. Образ человека в культурно-исторической психологии Л.С. Выготского Часть 2.


https://www.youtube.com/watch?v=5iY5aTHsUdA&index=4&list=PLWsL2KQ39BEzXhTLaYyd9jS7jtpKOd9ev


Лекция 2. Образ человека в культурно-исторической психологии Л.С. Выготского Часть 3.


Какие травы попить при остеохондрозе, деформирующем спондилезе и дегенеративных изменениях в межпозвоночных дисках?

Если у человека произошли дегенеративные изменения в межпозвоночных дисках шейного, грудного или поясничного отделов позвоночника, готовим такой травяной сбор: