К основному контенту

Хорошо или плохо? Как трудно быть родителем.

Трудно быть родителем маленького ребёнка и ещё труднее быть родителем ребёнка, который не совсем уже ребёнок или уже совсем не ребёнок. Недавняя встреча с одним из моих клиентов всколыхнула внутри вопросы. Почему так часто наши родители считают, что знают, как для нас лучше? И почему потом порой мы сами, будучи родителями, считаем возможным выбирать для нашего ребёнка то самое лучшее? Лучшее с нашей родительской точки зрения. А он сам?

Почему мы берём на себя функции Бога, думая, что точно знаем, как лучше? Уже в пятом классе определяем в какой ВУЗ будем готовить отпрыска. Хотим, чтобы он всенепременно добился успеха и был конечно же счастливым и богатым.  Да кто же этого не хочет!  Это конечно здорово. Но почему мы думаем, что знаем путь успешности для нашего ребёнка? Почему считаем, что именно этот ВУЗ и этот путь приведут его к счастью?
Так хочется уберечь детей от ошибок, хочется, чтобы они были счастливее нас. Любой нормальный родитель этого хочет. Опустим за скобки тех странных товарищей, что говорят: «Я мучился, я терпел, а теперь ты потерпи и помучайся».  К сожалению такие уникумы тоже есть. Но речь не о них, а о тех, кто абсолютно нормально хочет для своего ребёнка самого лучшего.

Уверены ли мы как родители, что точно знаем, какой выбор и какое действие правильное? Мы точно знаем, положа руку на сердце знаем, что для нашего ребёнка будет счастьем? Для него, а не для нас? Откуда мы можем знать, что вот именно этот путь правилен, а этот ошибочен? И даже если так… если ошибочен? Не помню кто из великих сказал… наши ошибки в большей степени делают нас нами, чем наши успехи.

Так трудно позволить им ошибаться. И если за маленького ребёнка мы всё-таки решали, считали правильным решать (ситуации ведь разные складываются, от родительской ответственности не спрячешься). Но вот он вырос и решает сам. А если нет? Тогда ходят потом такие выросшие дети по миру как неприкаянные и бояться что-то решать сами, мучаются, ищут взрослого, того кто выберет за них, скажет, как жить правильно… Радостью в такой жизни и не пахнет.

А если он умеет решать сам?  Он решает, а мы тогда боимся. Вдруг ошибётся, вдруг наделает глупостей, вдруг для него лучше будет другое. А как он поймёт, если не совершит своих ошибок?

Ребёнок вырастает, а   родительская роль не становится легче.  Нужно суметь усидеть в сторонке, научиться помалкивать. Говорить, когда спросят, когда придут пожаловаться на жизнь, когда попросят совета и поддержки. Нужно научиться не бубнить под руку, тогда, когда нам почему-то не нравится их избранник или избранница, когда мы всей душой против выбранной ими профессиональной стези. И главное не упрекать потом. Не упрекать, не упрекать и ещё раз не упрекать. Отказаться от всезнайства, пододвинуться и уступить главную роль в их жизни им самим.

Может быть важнее не то, что мы считаем счастьем, а то что наши взрослые дети могут быть свободными, могут выбирать и решать самостоятельно, могут ориентироваться на себя и свои потребности. Могут жить, не боясь наших упрёков. Могут сами решать, что для них счастье. Могут ошибаться и вместо критических замечаний и упрёков: «Мы же тебе говорили», слышать: «Как я тебя понимаю…», «Я с тобою» …

Мы не знаем каков их путь…Мы ведь правда не Боги. Мы привели их в мир, но не знаем, в чём их предназначенье, в чём их смыслы, и как им нужно прожить свою жизнь. И в конечном счёте мы не можем знать, что для них хорошо, а что плохо.

И что нам остаётся? Просто быть. Позволить им быть такими какие они есть, и быть самим.  Быть любящими и принимающими родителями. Теми, кто уже не командует, не указывает дорогу, а просто рядом. Тогда, когда нужно.

А про хорошо или плохо есть одна восточная притча.

 В маленькой деревне жил когда-то старик-китаец с сыном. И была у них лошадь. Однажды лошадь сбежала из конюшни.

Пришли люди из деревни и сказали старому китайцу: "Ой, как это плохо".
Старик сказал: «А я не знаю хорошо это или плохо»

На следующий день лошадь вернулась и привела с собой много диких лошадей. Китаец с сыном открыли ворота конюшни, и все лошади зашли туда.

Пришли люди из деревни и сказали старому китайцу: "Ах, как это хорошо".
Старик сказал: «А я не знаю хорошо это или плохо»

Назавтра, пытаясь объездить диких лошадей, юный сын китайца упал и сломал ногу.

Пришли люди из деревни и сказали старому китайцу: "Ах! Какое несчастье! как плохо! ".
Старик снова сказал: «А я не знаю хорошо это или плохо»

Вскоре пришли военные и забрали молодых жителей деревни на войну, в которой многие из них погибли. Но сына китайца не взяли из-за сломанной ноги.

Пришли люди из деревни и сказали старому китайцу: " Хорошо тебе, твой сын остался жив".
Старик по-прежнему отвечал: «А я не знаю хорошо это или плохо»


Автор: Ирина Кирсанова, аналитический психолог, центр «Юность»

 

 

Популярное на этой неделе

Заповеди 104-летнего мудреца Андрея Ворона для здоровой и радостной жизни

1. Научись видеть вокруг всё живое и радоваться всему – траве, дереву, птицам, животным, земле, небу. Всматривайся в них добрыми глазами и с внимательным сердцем – и откроются тебе такие знания, которые не найдешь в книгах. И увидишь в них себя – укрощенного и обновленного.

2. Возьми за обычай хоть по несколько минут во всякое время постоять босиком на земле. Давай телу землю, пока она сама не позвала его.

3. Ищи случай побыть у воды. Она снимет усталость, очистит мысли.

4. Пей чистую воду, где только можно, не дожидаясь жажды. Это первое лекарство. Куда меня судьба не вела, я прежде искал колодец, источник. Не пей сладкой и соленой (минеральной) вод из бутылок. Первая разъесть печень, вторая замурует сосуды.

5. Ежедневно на твоем столе должны быть овощи. Питательные те овощи, которые согреты и наполнены солнцем. На первом месте – свекла, нет на земле лучшей пищи. Затем – фасоль, тыква, ягода, морковь, томаты, перец, шпинат, салат, яблоки, виноград, сливы.

6. Мясо, лучше не есть. Ест…

МГУ запустил бесплатные онлайн-курсы.

Московский университет запустил свыше 30 бесплатных онлайн-курсов для всех желающих: школьников, студентов и выпускников.

Среди предметов в списке — генетика, астрономия, межкультурная коммуникация, юридическая поддержка стартапов и другие интересные курсы.

Обучение проходит дистанционно: студенты смотрят видеолекции преподавателей МГУ, проходят тесты и выполняют задания. В конце семестра все слушатели смогут сдать экзамен и получить сертификат (итоговая аттестация стоит 1000 рублей), а участники с высшим образованием — свидетельство о повышении квалификации.


Цель проекта - создать сетевую образовательную площадку для различных направлений непрерывного дистанционного образования. Сделать образование доступным и поделиться ценной и интересной информацией со слушателем.

Кто может участвовать? - курсы в рамках проекта «Университет без границ» являются открытыми и общедоступными. Прослушать курс может учащийся старших и средних классов школ, учащиеся средне-специальных учебных заведений, ст…

Говорите мысленно друг другу 4 волшебные фразы: «Я люблю тебя» «Мне очень жаль» «Прости меня» «Я благодарю тебя». Гавайский метод Хоопонопоно

Как только я прочитала в книге Джо Витале и Хью Лина, какое воздействие оказывает фраза «Я люблю тебя», я стала применять ее во всех жизненных ситуациях.
Я начинала ее использовать, когда просыпалась, завтракала, принимала душ, разговаривала по телефону, гуляла и т. д.
Фразу «Я люблю тебя» я в основном произносила про себя.