К основному контенту

Ваша терапия - фигня или как работать с обесцениванием

Тяжело слушать, как раз за разом клиент объясняет, сколь ничтожны все терапевтические усилия по сравнению с глубиной его проблем, как в очередной раз встреча прошла впустую, что снова Вы говорите какую-то фигню, что специалист Вы аховый, и вообще все напрасно.
Есть привычный стереотип, что обесценивание — это следствие того, что клиент не может перенести компетентность терапевта. Что это создает невыносимое для клиента напряжение зависти и ненависти, что в попытках сбросить силу отравляющих аффектов, он отказывается признавать существование их источника. Он как бы сообщает терапевту — ты никто, а потому все те чувства, что ты у меня вызываешь — не существуют. Или, что ты никогда не сможешь мне помочь — и поэтому я тебя победил. 
И порой это действительно так, действительно именно такое послание. Но порой, такая трактовка зеркальным образом сбивает важность и значимость того сообщения, которое отправляет обесценивающий клиент. Ведь для терапевта это в каком-то смысле очень удобная позиция —сказать себе — ну да, клиент страшно мне завидует (или ненавидит, или просто не хочет меняться), признать это у него пороху не хватает, вот он и выкручивается, как может. И сразу все нападки клиента теряют смысл, нет никаких причин вглядываться в них внимательно и чувствовать их на себе — ответное обесценивание состоялось.
И это тупик в терапии. Но есть и другие варианты, другие смыслы, которые можно распаковать.
Главное, что на мой взгляд, в ситуации обесценивания стоит принять — это то, что клиент честен. Что когда он говорит о не значимости терапии — это для него правда так. И что это довольно тяжелое и мучительное внутреннее переживание. И что если клиент несмотря на все это — ходит на терапию — он таким образом одновременно показывает ее колоссальную для себя ценность. И что, для того, чтобы раз за разом продолжать посещать сессии, которые субъективно не приносят никакой пользы или даже вредят, нужно быть переполненным отчаянием. И, одновременно, решимостью и упорством.
И возможно, то, что я как терапевт пытаюсь клиенту дать — это правда совсем не то, что ему нужно. Образно говоря, он нуждается в диетическом бульоне, а я его кормлю перченым шашлыком. Вполне возможно, очень вкусным, из отличного мяса. Вот только у клиента после него колики и рези в животе. Ведь зачастую то отвержение, которое в обесценивающем послании содержится — это как раз здоровая реакция на не подходящее воздействие. И клиент совершенно искренне пытается восстановить для себя полезность терапии — тем способом, который ему доступен. Можно, конечно, сказать — ну что делать, просто он плохой клиент не хочет меняться, не понимает, какая вкуснятина ему досталась. Но может быть имеет смысл критично взглянуть на собственное меню — и на состояние клиента? И честно спросить себя — а есть ли у меня в активе необходимые блюда?
Сложнее, когда клиент сам активно просит именно шашлык, а получив его — страдает и жалуется на отравление. Если это повторяется раз за разом — это послание о голоде и дефиците и, одновременно, невозможности его утолить без вреда для себя. О том, что никто в прошлом клиента не знал его настоящие потребности — и он сам их сейчас не знает. О том, что привычные для него отношения — это те, в которых он раз за разом глотает отраву, но не может от нее отказаться, потому что смертельно голоден. И, возможно, он даже не знает и не подозревает, что существует и другая еда. Та, что не вызывает тошноты. Это послание о злонамеренном материнском объекте. Об отравленном молоке.
И тогда терапевтическая задача — вытащить эту ситуацию в вербальное поле и сделать ее для клиента явной. Возможно, через очень хитрое и запутанное сопротивление — потому что это очень ранние и базовые нарушения. А затем научить с одной стороны слышать свои потребности (и разгадать их вместе с клиентом), а с другой — отвергать то, что не подходит — через вытаскивание ненависти, которая, скорее всего, в этом случае будет порушена.
Другой вариант — это неспособность удержать и зафиксировать в памяти ценность того, что в момент получения ощущалось таковым. Такие клиенты просто не будут замечать хорошие моменты, проскакивать их. У них может светлеть лицо в сессиях, и порой они могут выглядеть явно заинтересованными и увлеченными, но в конце сессии они привычно скажут, что было скучно, и ничего полезного они не получили. Но это не активная отвергающая позиция, это именно неумение распознать свои эмоции — свой положительный отклик, который словно бы соскальзывает, как вода с несмачиваемой поверхности — не оставляя следа. Здесь потребуется работа с алекситимией и реанимация эмоциональной памяти. Постоянное и терпеливое возвращение клиенту тех эмоций, что он сам выразил — и не заметил.
Еще вариант — это обесценивание, как реакция на нарциссическую травму. Как ответ на внутреннюю невозможность переживания запредельно тяжелых чувств. И это могут быть не только стыд, зависть и ненависть, но и безнадежность, и отчаяние, и многое другое. А то и просто — некая запредельная боль, которая даже не оформилась еще в конкретное чувство. И тогда мертвеющий в обесценивании клиент своими реакциями постепенно расскажет о зоне своего ранения. Которое осторожно можно будет промывать антибактериальным раствором — но лишь после того, как клиент убедится, что терапевту можно в достаточной степени доверять.
Ну и последнее — это обесценивание, как способ садистического отыгрывания. Когда основной целью клиента является желание доставить терапевту неприятные минуты. Тогда на первый план выходит работа над осознаванием того удовольствия, которое клиент получает, ну и далее — работа с ненавистью, о которой я уже упоминала.
На практике, зачастую, один и тот же клиент с помощью обесценивания будет передавать совершенно разные послания. Или может в одном действии спрессовывать несколько смыслов. И тогда расшифровывание того, что же именно клиент говорит обесценивая в данный момент —каждый раз превращается в непростой квест, ошибиться в решении которого очень легко, а порой и неизбежно.
Но в случае сомнений разгадывать его я всегда начинаю с предположения, что клиент в самом деле получил не то, что ему было нужно, и честно пытается мне об этом сказать. И в этом моя дань уважения к клиентам, которые ходят на терапию, несмотря на то, что переживают столь мучительные чувства. К их мужеству и желанию разобраться с собой — вопреки тому, что в все в них кричит о невозможности этой задачи.
Автор статьи: Голланд Этель Викторовна

 

 

Популярное на этой неделе

Утренняя гимнастика тибетских лам.

1. Проснувшись, пять минут полежите с закрытыми глазами. Затем разотрите руки, пока они не станут горячими. Затем помассируйте уши (ухо – пульт управления всем организмом): указательный, большой и средний палец надо взять в горсть и растереть ухо сверху вниз 30 раз (большой палец при этом находится за ухом).2. Правую ладонь положите на лоб (на лини бровей), накройте левой ладонью, сосредоточьтесь на точке третьего глаза (между бровями) и смещайте ладонью кожу лба вправо-влево 30 раз. (Кстати, это очень помогает и от головной боли).3. Сложите руку в кулак, костяшками больших пальцев 15 раз помассируйте закрытые глаза – от носа к ушам. Это упражнение улучшает зрение и кровоснабжение мозга.4. Правую ладонь положите на область щитовидки, левую – сверху и двигайте руки, слегка нажимая, сверху вниз – от горла до солнечного сплетения 30 раз.5. Лежа, втягивайте и надувайте живот как можно сильнее – 30 раз. Дыхание произвольное. Уходят все застойные явления в пищеварительном тракте.6. Лежа на …

Старые видео лекций по психологии МГУ

Видеозаписи курса лекций «Размышления о психологии личности (начала неклассической психологии)» А.Г. Асмолова (МГУ им. М.В. Ломоносова)

Лекция 1. Психология личности как конструктивная наука. Образы человека в современной психологии. Часть 1.


https://www.youtube.com/watch?v=VyRLAS69Sp4&index=1&list=PLWsL2KQ39BEzXhTLaYyd9jS7jtpKOd9ev


Лекция 1. Психология личности как конструктивная наука. Образы человека в современной психологии. Часть 2.


https://www.youtube.com/watch?v=VmV14rJnZqw&index=2&list=PLWsL2KQ39BEzXhTLaYyd9jS7jtpKOd9ev


Лекция 2. Образ человека в культурно-исторической психологии Л.С. Выготского Часть 1.


https://www.youtube.com/watch?v=1MhX7dRtOaM&index=3&list=PLWsL2KQ39BEzXhTLaYyd9jS7jtpKOd9ev



Лекция 2. Образ человека в культурно-исторической психологии Л.С. Выготского Часть 2.


https://www.youtube.com/watch?v=5iY5aTHsUdA&index=4&list=PLWsL2KQ39BEzXhTLaYyd9jS7jtpKOd9ev


Лекция 2. Образ человека в культурно-исторической психологии Л.С. Выготского Часть 3.


Какие травы попить при остеохондрозе, деформирующем спондилезе и дегенеративных изменениях в межпозвоночных дисках?

Если у человека произошли дегенеративные изменения в межпозвоночных дисках шейного, грудного или поясничного отделов позвоночника, готовим такой травяной сбор: