К основному контенту

Главные терапевтические моменты в работе психолога. Что работает со всеми клиентами?

Всемирно известный психолог, психотерапевт Ирвин Ялом


Вопрос участника видео-конференции: "Есть ли у Вас какое-то ноу-хау, то, что работает со всеми клиентами?" 

Да есть! И это отношение терапевт-клиент. Исцеляет не что иное, как отношения. Я писал об этом в книге "Экзистенциалиная психотерапия". Приведу здесь выдержки из неё.

Помню две максимы психотерапии, которые я узнал в самом начале своего обучения. Первая из них "Цель психотерапии – подвести пациента к той точке, где он может сделать свободный выбор". Вторая "исцеляют отношения" – это тот самый важный урок, который психотерапевт должен усвоить. В психотерапии нет более самоочевидной истины; каждый терапевт в ходе клинической практики вновь и вновь убеждается в том, что для пациента целительна сама по себе встреча, причем независимо от теоретической ориентации терапевта.

Если есть хоть что-то, доказанное психотерапевтическим исследованием, так это тот факт, что позитивные отношения между пациентом и терапевтом позитивно связаны с результатом терапии. Эффективный терапевт реагирует на своих пациентов в искренней манере; он устанавливает отношения, которые пациент ощущает как безопасные и принимающие; он проявляет лишенную налета собственничества теплоту и высокую степень эмпатии; наконец, он способен "быть с" пациентом и "схватывать смысл" пациента.

Я как-то уже сравнивал психотерапию с процессом, который наблюдал на курсах кулинарии: по-видимому, критически важные отличия как в армянских блюдах из баклажанов, так и в психотерапии, обусловлены "вбрасываниями", добавками "вне протокола". Эти добавки наиболее часто относятся именно к сфере отношений терапевт-пациент. Эффективная психотерапия отличается тем, что терапевт часто контактирует с пациентом человечным и глубоко личностным образом. Нередко этот контакт является решающим моментом в терапии, однако он не укладывается в официальную идеологическую доктрину, не описывается в психиатрической литературе (обычно из стыда или боязни цензуры), ему не учат студентов (и потому, что он не охвачен формальной теорией, и потому, что такое обучение могло бы способствовать "эксцессам").

Прекрасную иллюстрацию важности подлинной встречи терапевта и пациента мы находим в книге, которая называется "Решающие эпизоды в психотерапии" (1959), где описан ряд эпизодов, рассматриваемых терапевтами как поворотные пункты в терапии. В значительном большинстве этих решающих эпизодов терапевт выходит из своей профессиональной роли и контактирует с пациентом глубоко человечным образом. Вот несколько примеров:

В этот момент Том [пациент] посмотрел мне в глаза и очень ясно и медленно сказал: "Если вы меня бросите, у меня не останется надежды". В это мгновение меня захлестнули сложные и сильные эмоции, состоящие из печали, ненависти, жалости и чувства некомпетентности. Эта фраза Тома стала для меня "решающим эпизодом". В это мгновение я был к нему ближе, чем к кому-либо на свете.
Терапевт принял пациента в связи с острым состоянием днем в субботу, и хотя терапевт был голоден и устал, он продолжал сессию несколько часов. 3. Терапевт принимал пациентку, у которой во время курса терапии развились симптомы, вызвавшие подозрение на рак. Пока она ожидала результатов лабораторных анализов (которые оказались отрицательными), он обнимал ее, как ребенка; она рыдала и находилась в кратковременном психотическом состоянии, вызванном страхом.
Мужчина-терапевт работал с пациенткой, молодой женщиной, у которой развился такой мощный позитивный эротизированный перенос на него, что терапевтическая работа была бы невозможной, если бы он не раскрыл ей некоторые стороны своей личной жизни, что позволило пациентке отделить в своем восприятии терапевта реалистические моменты от искажений.
На протяжении нескольких сессий пациент оскорблял терапевта, нападая на него лично и ставя под сомнение его профессиональную компетентность. Наконец терапевт взорвался: "Я начал колотить по столу кулаком и закричал: "Черт возьми, послушайте, почему бы вам просто не прекратить словесный понос, перестав нападать на меня, и не перейти наконец к делу – попытаться понять себя. Какие бы недостатки у меня ни были, а у меня их хватает, они не имеют отношения к вашим проблемам. Я тоже человек, и сегодня был плохой день..."
Пациентка была оставлена в заброшенном доме на обрыве, куда можно было добраться только по шаткому деревянному мостику. В этой крайней ситуации она позвонила своему терапевту, который подъехал к дому, прошел по мостику, успокоил ее и отвез домой.
Другие решающие эпизоды похожи на эти: суть каждого состоит во встрече двух людей и в отходе от искусственного или идеологически предписанного "обращения" с пациентом.

 

 

Популярное на этой неделе

Утренняя гимнастика тибетских лам.

1. Проснувшись, пять минут полежите с закрытыми глазами. Затем разотрите руки, пока они не станут горячими. Затем помассируйте уши (ухо – пульт управления всем организмом): указательный, большой и средний палец надо взять в горсть и растереть ухо сверху вниз 30 раз (большой палец при этом находится за ухом).2. Правую ладонь положите на лоб (на лини бровей), накройте левой ладонью, сосредоточьтесь на точке третьего глаза (между бровями) и смещайте ладонью кожу лба вправо-влево 30 раз. (Кстати, это очень помогает и от головной боли).3. Сложите руку в кулак, костяшками больших пальцев 15 раз помассируйте закрытые глаза – от носа к ушам. Это упражнение улучшает зрение и кровоснабжение мозга.4. Правую ладонь положите на область щитовидки, левую – сверху и двигайте руки, слегка нажимая, сверху вниз – от горла до солнечного сплетения 30 раз.5. Лежа, втягивайте и надувайте живот как можно сильнее – 30 раз. Дыхание произвольное. Уходят все застойные явления в пищеварительном тракте.6. Лежа на …

Старые видео лекций по психологии МГУ

Видеозаписи курса лекций «Размышления о психологии личности (начала неклассической психологии)» А.Г. Асмолова (МГУ им. М.В. Ломоносова)

Лекция 1. Психология личности как конструктивная наука. Образы человека в современной психологии. Часть 1.


https://www.youtube.com/watch?v=VyRLAS69Sp4&index=1&list=PLWsL2KQ39BEzXhTLaYyd9jS7jtpKOd9ev


Лекция 1. Психология личности как конструктивная наука. Образы человека в современной психологии. Часть 2.


https://www.youtube.com/watch?v=VmV14rJnZqw&index=2&list=PLWsL2KQ39BEzXhTLaYyd9jS7jtpKOd9ev


Лекция 2. Образ человека в культурно-исторической психологии Л.С. Выготского Часть 1.


https://www.youtube.com/watch?v=1MhX7dRtOaM&index=3&list=PLWsL2KQ39BEzXhTLaYyd9jS7jtpKOd9ev



Лекция 2. Образ человека в культурно-исторической психологии Л.С. Выготского Часть 2.


https://www.youtube.com/watch?v=5iY5aTHsUdA&index=4&list=PLWsL2KQ39BEzXhTLaYyd9jS7jtpKOd9ev


Лекция 2. Образ человека в культурно-исторической психологии Л.С. Выготского Часть 3.


Какие травы попить при остеохондрозе, деформирующем спондилезе и дегенеративных изменениях в межпозвоночных дисках?

Если у человека произошли дегенеративные изменения в межпозвоночных дисках шейного, грудного или поясничного отделов позвоночника, готовим такой травяной сбор: