К основному контенту

Упражнения для развития осознанности и нахождения в моменте «Здесь и Сейчас»

Упражнение 1. Присутствие.

Понаблюдайте за собой: действительно ли вы присутствуете там, где находитесь физически?
Когда вы пьете чай, вы действительно пьете чай (чувствуете его аромат, вкус, тепло) или вы мысленно в это время в другом месте? Наверняка в голове крутится вчерашний день или вы перенеслись всеми мыслями на завтрашнюю планерку? Когда вы едете в троллейбусе, вы действительно едете в троллейбусе или вы уже мысленно в отпуске и катите на водных лыжах?
Хотя бы несколько дней понаблюдайте, насколько часто вы отсутствуете там, где находитесь физически. Скорее всего, вы обнаружите, что в большинстве случаев вы далеко от своего тела. Что делать? Возвращаться!

Упражнение 2. Возвращение.

Следующий шаг в наблюдении себя — это возвращение «в момент», в «здесь и сейчас». Для этого достаточно
придумать призыв и окликать себя, как только обнаружите, что вас нет на месте. Например: «Вернись в момент»! Или любую фразу, которая будет восприниматься вами как команда.
Вот вы чистите утром зубы, а мысленно уже беседуете с клиентом, которому наметили позвонить, как только придете в офис. В руках вместо зубной щетки вы ощущаете телефонную трубку, а вместо зеркала перед вами экран монитора. Обнаружив такое раздвоение, вы командуете: «Вернись в момент»! Тут же чувствуете вкус зубной пасты во рту, уютность мягкого халата, и ваше умывание из механического действия превращается во вполне осознанный утренний ритуал. Повторяйте это упражнение несколько раз в день не менее недели.

Упражнение 3. Чистое осознанное наблюдение.

Вот вы получили первый опыт наблюдения себя. Вы наблюдали свое отсутствие и присутствие. Теперь пора распространить наблюдение на мысли и эмоции, которые вы переживаете.
В каждый момент времени вы испытываете какие-то эмоции, вы о чем-то думаете, вы совершаете какие-то действия или остаетесь в бездействии, например лежите. Теперь вы наблюдаете (осознаете) все, что с вами происходит, не оценивая то, что вы видите. Вы просто смотрите на это. Или смотрите на это параллельно всему.
Например, через час у вас важная встреча или публичное выступление. Но уже в этот момент вы видите свою заинтересованность в предстоящем событии, видите, как из-за желания не подвести, подать себя в выгодном свете в вас поднимаются беспокойство и страх, что может случиться что-то непредвиденное. Что вы можете опоздать или забыть сказать что-то важное. Ваш ум подстраховывает вас, подсказывая заранее нужные слова; вы репетируете предстоящее выступление или диалог. В это время вы замечаете, что напряжение передается телу, что оно давит на виски. При этом вы не даете тому, что наблюдаете в себе, никаких оценок. Наблюдение расширяется: вы видите свои переживания, вы видите свои мысли, вызванные этими переживаниями, вы видите свое тело, напряженное от переживаний, наблюдаете свои действия: как суетливо складываете бумаги, как меняется тембр вашего голоса, вы знакомитесь с собой, вы постигаете себя. Впервые осознаны в своей тревоге. Вы принимаете её. И это самое главное.
Если при наблюдении вы замечаете, что хотите оценить себя, что возникает отношение к той реальности данного момента, то вы осознаете и этот порыв и классифицируете оценку именно как оценку, тем самым разотождествляясь с ней.

"Живу я не в прошлом и не в будущем, а сейчас, и только настоящая минута меня интересует. Если бы ты всегда мог оставаться в настоящем, то был бы счастливейшим из смертных… Жизнь была бы тогда вечным и нескончаемым праздником, ибо в ней не было бы ничего, кроме настоящего момента".
Важно помнить, что:

• наблюдение — это не анализ, а лишь видение, свидетельствование того, что есть;
• в каждый новый момент наблюдение ведется как бы впервые, весь прошлый опыт необходимо отложить в сторону;
• важно само наблюдение (получение навыка наблюдения), а не то, что вы наблюдаете;
• что бы вы в себе ни увидели, не устраивайте самодиверсий (то есть не впускайте в голову мысли, что вы не хотите быть таким, что вам не нравится то или иное переживание), просто исследуйте. Если есть необходимость что-то менять или планировать изменения, то есть смысл выделить для этого определённое время и, занимаясь этим, продолжать самонаблюдение.

Исследовать — это безоценочно наблюдать каждый раз, когда возникает определенное переживание, все, что оно в вас вызывает, позволить подняться ему в сознательную часть и пройти перед вашими глазами. Само исследование изменит это. Оно имеет силу изменять. В традициях других школ это трактуется как вынесение бессознательной информации на уровень сознания и перепросмотр её. Или же направление потока энергии в «засоренный» канал.

 

 

Популярное на этой неделе

Утренняя гимнастика тибетских лам.

1. Проснувшись, пять минут полежите с закрытыми глазами. Затем разотрите руки, пока они не станут горячими. Затем помассируйте уши (ухо – пульт управления всем организмом): указательный, большой и средний палец надо взять в горсть и растереть ухо сверху вниз 30 раз (большой палец при этом находится за ухом).2. Правую ладонь положите на лоб (на лини бровей), накройте левой ладонью, сосредоточьтесь на точке третьего глаза (между бровями) и смещайте ладонью кожу лба вправо-влево 30 раз. (Кстати, это очень помогает и от головной боли).3. Сложите руку в кулак, костяшками больших пальцев 15 раз помассируйте закрытые глаза – от носа к ушам. Это упражнение улучшает зрение и кровоснабжение мозга.4. Правую ладонь положите на область щитовидки, левую – сверху и двигайте руки, слегка нажимая, сверху вниз – от горла до солнечного сплетения 30 раз.5. Лежа, втягивайте и надувайте живот как можно сильнее – 30 раз. Дыхание произвольное. Уходят все застойные явления в пищеварительном тракте.6. Лежа на …

Старые видео лекций по психологии МГУ

Видеозаписи курса лекций «Размышления о психологии личности (начала неклассической психологии)» А.Г. Асмолова (МГУ им. М.В. Ломоносова)

Лекция 1. Психология личности как конструктивная наука. Образы человека в современной психологии. Часть 1.


https://www.youtube.com/watch?v=VyRLAS69Sp4&index=1&list=PLWsL2KQ39BEzXhTLaYyd9jS7jtpKOd9ev


Лекция 1. Психология личности как конструктивная наука. Образы человека в современной психологии. Часть 2.


https://www.youtube.com/watch?v=VmV14rJnZqw&index=2&list=PLWsL2KQ39BEzXhTLaYyd9jS7jtpKOd9ev


Лекция 2. Образ человека в культурно-исторической психологии Л.С. Выготского Часть 1.


https://www.youtube.com/watch?v=1MhX7dRtOaM&index=3&list=PLWsL2KQ39BEzXhTLaYyd9jS7jtpKOd9ev



Лекция 2. Образ человека в культурно-исторической психологии Л.С. Выготского Часть 2.


https://www.youtube.com/watch?v=5iY5aTHsUdA&index=4&list=PLWsL2KQ39BEzXhTLaYyd9jS7jtpKOd9ev


Лекция 2. Образ человека в культурно-исторической психологии Л.С. Выготского Часть 3.


Какие травы попить при остеохондрозе, деформирующем спондилезе и дегенеративных изменениях в межпозвоночных дисках?

Если у человека произошли дегенеративные изменения в межпозвоночных дисках шейного, грудного или поясничного отделов позвоночника, готовим такой травяной сбор: